Вы здесь: Главная
^
.
Новый год — самый яркий, самый весёлый и самый любимый праздник. Это пора, возвращающая в детство. Этот волшебный праздник ждут не только дети, но и взрослые. Пушистая елка, яркие украшения, гирлянды, звонкий смех, исполнение желаний и долгожданные подарки. А кто приносит подарки детям? Конечно же, Дед Мороз со своей любимой помощницей – внучкой Снегурочкой.
Вот и в этом году, по традиции, мы организовали «Новогоднюю сказку» для детей, воспитывающихся в замещающих семьях, в семьях наших выпускников и в семьях, в которых родители смогли восстановить детско-родительские отношения и вернуть своих детей в кровную семью.
Как же удивились дети, когда к ним домой пришли наши волшебные герои – Дед Мороз и Снегурочка. Дети с удовольствием рассказывали стихи, пели песни, водили хоровод, красовались в своих новогодних костюмах. А самым приятным для ребятишек стал тот момент, когда Дед Мороз вручил им долгожданные подарки, о которых они мечтали.
Специалисты Службы подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей в свою очередь поздравляют вас, ваших родных, близких и любимых людей с наступающим Новым годом и Рождеством. Хотим пожелать вам здоровья, счастья и исполнения самых заветных желаний. Пусть ваши мечты сбываются!
Зимние праздники и зимние каникулы — это то редкое время в году, когда и взрослые, и дети отдыхают, и их отдых совпадает. За окном метель и мороз, но мы все равно любим это время года. Хотя бы потому, что оно тесно ассоциируется с праздниками, Новым годом, чудесами и долгими выходными, когда домашний очаг становится уютнее и теплее. Взрослым всегда легко занять себя: у них есть домашние хлопоты, хобби, куча разных дел, которые не выполнишь в рабочее время. Но чем занять ребенка на зимних каникулах?
Эти каникулы можно провести весело и с пользой, чтобы дети не заскучали. Вот несколько идей, как провести новогодние каникулы с детьми:
Домашний театр.
Можно поставить сценку про Новый год, для этого можно позвать друзей ребенка и нескольких взрослых. Сценарий к ней тоже можно написать самостоятельно или найти в интернете готовый, после чего адаптировать его под себя. Чтобы вышло еще атмосфернее, а также изучить устройство театра изнутри, заняться гримом и костюмами.
Настольные игры.
Это развлечение кажется скучным ровно до тех пор, пока его не начнешь. Потом абсолютно у всех членов семьи просыпается азарт, и игра становится все увлекательнее. Самое главное — выбрать игру с учетом возраста ребенка.
Снежный бой.
Когда еще, как не на зимних каникулах с детьми, можно беззаботно поиграть в снежки и поваляться в снегу? Можно устроить не просто битву снежными шариками, а самое настоящее соревнование, и потом выбрать победителя.
Просмотр фильма.
Это очень простое развлечение, но в то же время на него никогда не хватает времени в будни — то детям нужно рано ложиться спать, то родители уставшие после работы. Устройте из простого просмотра настоящее событие — приготовьте попкорн, уютные пледы, выберите фильм всей семьей с учетом пожеланий каждого и насладитесь вечером в семейном кругу с детьми.
Мы выяснили, как можно провести время вместе, но не всегда у родителей есть возможность это делать. Чем занять ребенка зимой дома, чтобы он не заскучал?
Предложите ребенку выбрать и смастерить поделки для украшения дома к Новому году. Он будет только рад внести свою лепту и повесить сделанные самостоятельно снежинки на окна или поставить пластилинового Деда Мороза на подоконник.
Купите специальный набор по изготовлению слаймов — игрушек, похожих на желе. Это займет ребенка на приличное время, пока он будет пытаться сделать идеальную по консистенции “желешку”. К тому же, такое развлечение пользуется популярностью у детей, так что малыш не останется к нему равнодушен.
Предложите малышу сделать кормушку из подручных материалов или украсить уже сделанную. Объясните, чем они полезны, чтобы ребенок понимал, каким хорошим делом занимается. Можно вместе с ним повесить готовую кормушку на окно или во двор и насыпать туда семечек, а потом попросить ребенка наблюдать за птичками, которые прилетают, чтобы полакомиться.
Нет ничего лучше, чем совместные развлечения для мам, пап и детей, которые потом еще долгое время будут вспоминаться с улыбкой и ассоциироваться с теплом. В такие дни особенно легко стать ближе и укрепить семейные узы.
Проблема с границами и ограничениями связана с тем, что устанавливаем мы их в тот момент, когда вызывающее поведение ребенка уже случилось. И нам приходится в кратчайшие сроки и под давлением эмоций решить - настоять на своем и быть готовым к истерике или отпустить ситуацию и выглядеть, возможно, плохим родителем в собственных глазах и в глазах общества.
Как действовать, чтобы ограничения работали и вызывали меньше сопротивления у детей?
Подумайте - действительно ли ограничение сейчас необходимо?
Может, оно излишне? Может, вами руководит желание соответствовать ожиданиям общества, близких, знакомых?
Если вы уверены в том, что слово "НЕТ" сейчас действительно нужно, вы не будете испытывать чувство страха, вины, стыда. Иногда социальные ограничения не идут на пользу ни родителям, ни детям.
Устанавливайте ограничения и сохраняйте связь с ребенком
Когда ребенок (да и взрослый) слышит слово "нет", его мозг интерпретирует его как "меня не любят", "им все равно на меня", "меня никто не понимает". Все это запускает волну фрустрации, агрессии, гнева. Если учесть, что и родитель в этот непростой момент часто находится на пределе своих ресурсов, ситуация может развиваться в очень неблагоприятном русле.
Попробуйте накладывать ограничения, проговаривая свои чувства и состояния: "Сын, я так устала, что у меня совсем не осталось никаких сил, и я очень хочу пойти спать пораньше, давай выключим телевизор". После таких слов ребенок может: а) - согласиться с вами, б) - начать сопротивляться.
Даем пространство чувствам и потребностям ребенка
Если ребенок сопротивляется, нам важно принимать его чувства, проговаривая их сочувствующими словами.
"Тебе не нравится, что я сейчас делаю так, как тебе не хочется? Тебе очень хочется посмотреть телевизор и ты не можешь понять, почему я не разрешаю этого делать?"
В этом случае, даже если у него не получится поступить по-своему, он не останется с ощущением, что никто его не видит, не слышит и не принимает.
Если действовать по такой схеме, то:
❤ в краткосрочной перспективе - ребенок чувствует связь, знает, что его видят и слышат, несмотря на ограничения; он меньше сопротивляется и проявляет гибкость и готовность сотрудничать с родителем;
❤ в долгосрочной перспективе - ребенок ощущает себя в безопасности: его видят, понимают, слышат, и все это позволяет им позитивно смотреть на жизнь, других людей и на самих себя.
Шаги по выстраиванию границ
Границы помогают детям ощущать себя в безопасности.
Ребенок не будет переживать о потенциальных ошибках, если ему понятны и предсказуемы родительские ожидания, и он знает, что разрешено, а что запрещено.
Границы обучают детей саморегуляции и взаимному уважению.
Они не просто поясняют детям правила поведения. Границы знакомят детей с последствиями их несоблюдения, а это способствует развитию самоконтроля. Кроме того, когда дети узнают о границах, устанавливаемых другими, они учатся уважать права и чувства окружающих, развивая эмпатию и социальную ответственность.
Как установить и соблюдать границы так, чтобы и дети, и взрослые чувствовали, что их уважают и слышат? Давайте разбираться.
Рассмотрим пример из жизни семьи, где воспитывается пятилетняя Лиза. Как и большинство детей ее возраста, Лиза энергична и любознательна. Она часто прерывает взрослую беседу, особенно когда родители или гости заходят в дом, и требует немедленного внимания.
Шаг 1: Четко проговариваем границы.
Родителям необходимо ясно сформулировать правило: когда взрослые разговаривают, нужно подождать, пока не закончится фраза, и только затем делиться своими мыслями.
Шаг 2: Объясняем важность границы.
Родители должны объяснить Лизе, что каждый человек заслуживает возможности высказаться (в том числе и она), и что это правило поможет ей научиться слышать других и уважать чужое мнение.
Шаг 3: Соблюдаем последовательность.
Если Лиза прерывает разговор, родителям нужно мягко, но уверенно напомнить ей о правиле, и попросить подождать своей очереди.
Шаг 4: Учитываем возрастные особенности.
Чтобы объяснить Лизе, почему так важно оставаться вежливым и быть терпеливым, родителям необходимо использовать простые слова и приводить конкретные примеры из жизни ребенка.
Также полезно ввести жесты, которые позволят ребенку понять, когда можно вступить в разговор (например, поднятая ладонь вверх как знак ожидания).
Шаг 5: Подкрепление и поощрение.
Когда Лиза дождется своей очереди и не будет прерывать взрослых, это обязательно необходимо отметить и похвалить ребенка за терпение и вежливость, возможно, с небольшой наградой, например, дополнительным временем на гаджет/чтение вслух.
Последовательность родителей, терпение и похвала ребенка сыграют ключевую роль в установлении границ.
Границы в семье: обсуждаем примеры
Подобрали для вас несколько рекомендаций о том, как страивать коммуникацию в семье, устанавливать границы и при этом сохранять гармонию в отношениях.
Будьте открыты для диалога: Покажите своему подростку, что вы всегда открыты для общения. Никаких табу в темах.
К примеру, если ваш подросток подходит к вам с вопросом о какой-то сложной ситуации, отложите все дела и уделите внимание только ему - "Давай поговорим". Скажите ребенку, что вы рады, что он поделился с вами этим. Это действие показывает вашу доступность и готовность помочь.
Установите четкие и ясные границы: Совместно обсудите семейные правила. Важно, чтобы подросток не только знал их, но и понимал их значение. Объясните не только "что", но и "почему".
К примеру, вы устанавливаете правило запрета гаджетов после 21:00. Объясните, почему это важно: "Мы вводим это правило, чтобы ты был отдохнувшим и полным сил для школы на следующий день. Мы сами хотим быть бодрыми, поэтому и мы после 21:00 не пользуемся своими гаджетами".
Составьте "Контракт": Сделайте письменное соглашение о том, что допустимо в вашей семье, а что нет. Это придает серьезность и ясность вашим правилам.
В вашем семейном соглашении может быть пункт о том, что электронные устройства используются только в учебных целях по будням. Это помогает установить чёткие ожидания и способствует более эффективному экранному времени.
Активное Слушание: Проверьте, действительно ли вы слышите своего ребенка. Активное слушание включает в себя полную концентрацию на словах ребенка, его эмоциях, задавание уточняющих вопросов и отражение сказанного.
Если ваш ребенок говорит о трудностях в школе, спросите: «Как ты себя при этом чувствуешь?», а затем отразите его чувства, сказав: «Да, это было действительно сложно для тебя».
Нужен подробный материал по активному слушанию? Напишите в комментариях, пришлем вам ссылку на наш пост!
Конкретизируйте Ожидания: Очень важно, чтобы ваши ожидания были понятны подростку. Чёткие и ясные требования помогут избежать недопонимания.
Укажите, что делать домашние задания нужно до ужина, и разъясните, каким будет вечер, если домашние задания будут сделаны вовремя.
Похвала и Последствия: Не забывайте поощрять положительное поведение и последовательно применять санкции к негативным поступкам. Пусть похвала будет щедрой, а последствия справедливыми и обговоренными заранее.
Когда ваш ребенок соблюдает правила, говорите: "Я заметила, что ты здорово все сегодня организовал - молодец!"
Если правила нарушаются, применяйте заранее известные ребенку санкции - например, ограничение использования смартфона на один день.
Управление Конфликтами: В случае споров учите подростка конструктивному разрешению конфликтов. Это навык, который пригодится им на всю жизнь.
Если возникает спор, предложите подростку обсудить проблему, когда все успокоятся. Например, "Давай поговорим об этом завтра после школы, когда мы оба будем более спокойны".
Время в Одиночестве: Уважайте личное пространство и время подростка. Ему тоже необходим баланс между семейным временем и временем для своего пространства.
Если ваш подросток закрывается в своей комнате после школы, позвольте ему некоторое время побыть в одиночестве.
И помните: ваша модель поведения - это пример для подражания. Ваше спокойствие, терпение и уважение к личным границам - это зеркало, в котором отражается будущее вашего ребенка.
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
Негативные установки |
Позитивные установки |
|
Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь |
||
«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…» |
Замкнутость, отчужденность, безы нициативность, подчиняемость, угод ливость, приверженность стереотип ному поведению. |
«Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!» |
«Горе ты мое!» |
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружаю щим, отчуждение, конфликты с роди телями. |
«Счастье мое, радость моя!» |
«Плакса-вакса, нытик!» |
Сдерживание эмоций, внутренняя оз лобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. |
«Поплачь,будет легче…» |
«Вот дурашка, все готов раздать…» |
Низкая самооценка, жадность, нако пительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. |
«Молодец, что делишься с другими!» |
«Не твоего ума дело!..» |
Низкая самооценка, задержки в пси хическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. |
«А ты как думаешь?..» |
«Одевайся теплее, заболеешь!» |
Повышенное внимание к своему здо ровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания. |
«Будь здоров, закаляйся!» |
«Ты совсем, как твой папа (мама)…» |
Трудности в отношении с родите лями, идентификация с родительским поведением, неадекватная само оценка, упрямство, повторение пове дения родителя. |
«Папа у нас замеча тельный человек!» «Мама у нас умница!» |
«Ничего не умеешь де лать, неумейка!» |
Не уверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психи ческого развития, безынициатив ность, низкая мотивация к достиже нию. |
«Попробуй еще, у тебя обязательно полу читься!» |
«Не кричи так, оглохнешь!» |
Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликт ность. |
«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…» |
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке) «Негодник, все маль чики забияки и дра чуны!» (девочки о мальчике) |
Нарушения в психосексуальном раз витии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. |
«Все люди равны, но в тоже время ни один не похож на другого». |
«Неряха, грязнуля!» |
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, не разборчивость в выборе друзей. |
«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!» |
«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..» |
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей. |
«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!» |
Негативные установки |
Позитивные установки |
|
Сказав так: |
подумайте о последствиях |
и вовремя исправьтесь |
«Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь!..» |
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодо левать препятствия, склонность к не счастным случаям, подозрительность, пессимизм. |
«Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!» |
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» |
Нарушения взаимоотношений с ро дителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессив ность. |
«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!» |
«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и будешь то-о-олстая!» |
Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. |
«Кушай на здоровье!» |
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» |
Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги |
«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…» |
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!» |
Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях |
«Как ты мне нравишься!» |
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!» |
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. |
«Смелее, ты все можешь сам!» |
«Всегда ты не вовремя, подожди…» |
Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение. |
«Давай я тебе помогу!» |
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» |
Отсутствие самоконтроля, агрессив-ность, отсутствие поведенческой гиб-кости, сложности в общении, пробле-мы со сверстниками, ощущение все-дозволенности. |
«Держи себя в руках, уважай людей!» |
В ноябре этого года состоялись встречи Совета опекунов Амурского района с представителями НКО «Чужих детей не бывает». На заседании при детском доме №12 г.Амурска рассматривали вопросы помощи замещающим семьям, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Совет опекунов, в свою очередь, рассказал представителям некоммерческой организации о том, как организовывается работа на нашей территории по взаимодействию с замещающими семьями.
Вторая встреча прошла в Комсомольске-на-Амуре, где представители организации делились эффективными практиками работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
В результате данной работы были намечены планы на основе сотрудничества обеих сторон в перспективе новых горизонтов развития.