Вы здесь: Главная
^
.
23 ноября 2024 года состоялась встреча участников клуба замещающих семей «Счастливая семья». В этот раз беседа была посвящена теме профилактики правонарушений.
За круглым столом обсудили актуальные проблемы современной семьи, рассмотрели основные причины противоправных нарушений подростков, ответили на вопросы:
- Должен ли ребенок быть послушным;
- Как найти общий язык с подростком;
- Почему ребенок «не слышит» родителя;
- Что делать, если больше нет сил терпеть (о «трудном» поведении) и др.
В результате диалога выстроили оптимальную стратегию поведения с подростками, которая сможет помочь родителям налаживать отношения с детьми в любой ситуации, тем самым уберечь их от нежелательных событий.
Нет универсального рецепта в решении данной проблемы, но есть то, что может максимально защитить ребенка от неприятностей в его жизни – это налаженные отношения с родителями.
Психологическая помощь замещающей семье по преодолению травматического опыта приёмного ребёнка.
Итоги реализации Всероссийского проекта «Добрые перемены».
Специалисты службы подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей продолжают реализацию Всероссийского проекта «Добрые перемены». Целью данного проекта является психологическая помощь замещающей семье по преодолению травматического опыта приёмного ребенка.
Дело в том, что приёмные родители могут не знать, какие именно повреждения бывают у детей в результате пережитого травматического опыта, как травма влияет на тело и мозг, на способность к коммуникации, на учебную деятельность, умение выстраивать отношения и другие сферы жизни. Недостаток этих знаний существенно влияет на качество заботы о детях. Многие родители считают, что ребёнок был совсем маленький и не помнит травмирующих ситуаций или говорят: «Ему всё равно, он даже и не вспоминает об этом». На самом деле, это не так. Если ваше дитя не говорит, это не значит, что он не помнит или не переживает о том, что с ним произошло. Любая травма, пережитая ребёнком в любом возрасте, это то, на что необходимо обратить внимание и необходимо помочь справиться с этой нелёгкой ситуацией.
На сегодняшний момент мы проводим завершающий цикл групповых занятий для детей. В некоторых случаях мы заметили значительное уменьшение тревожности, депрессивных симптомов, гнева, стыда. К детям возвращается доверие к миру и людям, уверенность в себе, способность строить планы на будущее, интересоваться новым. Также наблюдается улучшение коммуникативных качеств. Но всё это мы наблюдаем у тех детей, где родители (законные представители) создают дома благоприятную терапевтическую среду.
Зачем мы ругаем детей? Взрослые порой не могут сдержаться – раздражение, бессилие, обида, злость, усталость вырываются наружу. Как не превратиться в монстра, убивающего всё вокруг своим криком?
Во-первых, каникулы дают детям возможность отдохнуть от школы.
Учебный процесс может быть очень напряженным, особенно с учетом дополнительных заданий, тестов, экзаменов и социального давления. Отдых помогает уменьшить уровень стресса, укрепить иммунитет и восстановить энергетический баланс.
Во-вторых, каникулы способствуют укреплению семейных связей.
В течение учебного года дети проводят большую часть дня в школе, в то время как родители, как правило, заняты работой. Каникулы предоставляют возможность проводить больше времени вместе, углублять взаимопонимание и укреплять эмоциональную связь.
В-третьих, детям нужны каникулы для того, чтобы развивать свои интересы и увлечения.
Школьная программа обеспечивает базовые знания по многим дисциплинам, но не всегда предоставляет достаточно времени и ресурсов для глубокого изучения конкретных областей. Во время каникул дети могут посвятить больше времени своим увлечениям, будь то музыка, спорт, рисование, чтение или наука.
В-четвертых, каникулы предоставляют детям возможность путешествовать и узнавать новое.
Путешествия расширяют кругозор, улучшают знание географии, истории и культуры, развивают навыки общения и адаптации в новой среде, а также приносят множество ярких впечатлений.
Каникулы играют важную роль в жизни детей. Они предоставляют необходимый отдых, способствуют укреплению семейных связей, позволяют развивать интересы и увлечения, а также расширяют горизонты через путешествия и новые знания.
Как организовать каникулы ребенка
Каникулы дома
Если у вас нет возможности отправить ребенка на отдых, можно с пользой провести время и дома. Главное при этом – позаботиться о том, чтобы его досуг был интересным. Дошкольникам (три–семь лет) очень легко найти на время каникул домашние занятия. Дети такого возраста могут по несколько часов увлеченно заниматься рисованием, лепкой, сборкой новой модели конструктора, придумыванием нарядов для кукол, просмотром мультфильмов и настольными играми. Чтобы малышу было интереснее заниматься тем делом, которое вы ему предложите, ставьте перед ним конкретные задачи: нарисовать красивое дерево, которое вы видели на прогулке, слепить из пластилина персонажа любимого мультфильма. Подключайте малыша к домашней работе: ребенок может помочь вам расставить посуду, развесить белье, смести пыль с мебели.
Не забывайте о том, что каникулы – хорошее время для обучения. Читайте вместе с крохой его любимые книги, придумывайте интересные логические игры, развивайте его фантазию, сочиняя собственные сказки или разрабатывая сценарии для домашнего театрального представления.
Каникулы дома для младших школьников (семь–десять лет) нужно организовать так, чтобы дети могли не только подготовиться к школе, но и полноценно отдохнуть. Контролируйте время нахождения ребенка за компьютером: многочасовые компьютерные игры не принесут пользы, лучше предложите ему прочитать интересные книги или дополнительно позаниматься по каким-то школьным предметам. Разрешите ребенку пригласить в гости друзей, поскольку социальное общение для детей в этом возрасте очень важно. Дети могут устроить костюмированную вечеринку на тему «Герои любимых мультфильмов», или «Супергерои», или любую другую тему по их желанию.
Школьники среднего возраста (10–15 лет) любят проводить время с друзьями на улице, и чтобы их увлечь, нужно найти какое-то хобби. Поинтересуйтесь у своего ребенка, чем бы ему хотелось заниматься: может быть он давно мечтал научиться играть на гитаре, мастерить модели самолетов, плести из бисера или вязать? Помогайте ему советами или устройте для него собственный мастер-класс, и тогда каникулы дома в кругу семьи он будет проводить с большим удовольствием, чем с друзьями.
За подростками (15–17 лет), проводящими каникулы дома, нужен особый контроль, поскольку безделье в этом возрасте может привести к тому, что ребенок свяжется с плохой компанией. Побудите ребенка больше времени уделять своему хобби, разрешите приглашать домой друзей, всегда интересуйтесь, как прошел его день. И не забывайте о домашних заданиях.
Если ваш ребенок остается на каникулы в городе, постарайтесь подобрать для него хорошую культурно-развлекательную программу.
Детям любого возраста полезен свежий воздух, поэтому старайтесь, чтобы ваш ребенок каждый день бывал на улице. Можно погулять в ближайшем сквере, а можно отправиться вместе с детьми в парк или музей. Можно также отправиться всей семьей на каток, в бассейн, в кинотеатр либо просто на набережную.
Дошкольников могут заинтересовать специальные детские мероприятия, которые проводятся в комплексах развлечений, фитнес-центрах, ДК и театрах. Заранее ознакомьтесь с информацией о том, какие мероприятия будут проводиться в вашем городе во время каникул, и посетите с малышом хотя бы несколько из них.
Школьникам младшего и среднего возраста будут интересны походы в кино и на различные тематические выставки, особенно если они непосредственно связаны с их хобби и увлечениями.
Если ваш ребенок – подросток, позвольте ему сходить в компании сверстников на дискотеку или концерт любимых исполнителей. Главное – чтобы развлекательная программа была подобрана соответственно возрасту.
Существует множество развлечений для детей на свежем воздухе. Если у вас есть возможность выехать с ребенком за город – на дачу или в гости, не пренебрегайте такой возможностью. Каникулы на природе, где есть возможность отдохнуть от городской суеты и школьных занятий, полезны для здоровья ребенка любого возраста. Главное – взять с собой все необходимые вещи.
В нашем учреждении продолжается реализация проекта «Добрые перемены». На данный момент специалистами Службы подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей проводится второй цикл групповых занятий для детей из замещающих семей, основной целью которого является непосредственная проработка психотравмирующих переживаний у детей.
В ходе занятий второго этапа у детей формируются коммуникативные навыки, способствующие оказанию помощи и поддержки друг другу, снижения конфликтных ситуаций и навыки уверенного поведения, необходимые в дальнейшей жизни. На занятиях специалисты содействуют детям в формировании адекватных представлений о будущем, о ближайшем окружении и самом себе, что является ресурсом для преодоления детьми травмы и развития внутренних личностных ресурсов для дальнейшей социальной адаптации.
Очень важной составляющей второго цикла групповых занятий является то, что дети имеют возможность рассказать об одной из травмирующих ситуаций своего опыта и отреагировать свои отрицательные эмоции. Дети с удовольствием включаются в занятия, охотно взаимодействуют друг с другом и оказывают друг другу эмоциональную поддержку.